История родного города. Краеведение.

 проект «Мой город вчера и сегодня»

воспитатель Мамонова Елена Валентиновна

      Детство – самый  ответственный период в становлении личности человека. Поэтому перед ДОУ стоит задача создания таких условий в части содержании образования, форм и методов работы, которые позволят максимально обеспечить развитие и социализацию детей.

     Сегодня в нашем детском саду формируется новая образовательная среда, строящаяся с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста – игры, использования информационно-коммуникативных технологий, преемственности основных образовательных программ на уровне реализации  ФГОС. Я  реализую инновационные проекты и программы, в том числе и по краеведению.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 гг.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, среди которых «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочение единства и дружбы народов».

    Развитие основ моральных качеств личности начинается еще в дошкольном детстве, поэтому формирование патриотических чувств (любви и привязанности, преданности и ответственности, желание трудиться на благо родного города), необходимо также начинать с раннего возраста.

Привлечь внимание детей к совместной деятельности по воспитанию любви к родному городу можно только через популярные формы работы:

 1) активные виды взаимодействия;

2) различные конкурсы;

3) спортивные соревнования.

Есть ряд противоречий в данном виде работы:

- между необходимостью краеведческой работы в группе, как условием формирования патриотизма, и отсутствием соответствующей программы, методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям детей;

- воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом и его невостребованностью вследствии специфичности;

- богатым развивающим материалом для его эффективного использования при организации познавательной активности дошкольников на занятиях, в опытно-экспериментальной, исследовательской, организованной и свободной деятельности;

- необходимостью привлекать родителей .

    Эти противоречия ставят перед мною задачу, заключающуюся в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному городу, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному поселку, краю, малой родине. Кроме того, в ходе экспериментальной работы, необходимо выяснить, какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны применяться педагогами для успешной работы с детьми в этом направлении.

    Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному городу можно достичь только систематической работой.

    В моей группе это реализуется в процессе ознакомления с окружающим миром: местными историко-культурными, национальными, географическими, климатическими особенностями региона.

   И тем не менее, краеведческие знания преподносятся детям порционно, не в системе, хаотично и дети получают информацию по данному вопросу в НОД. И это замечательно, но жизнь диктует более современные и инновационные направления развития общества, поэтому данный вид работы должен войти

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности: игровую, которая является приоритетной (основной) в дошкольном возрасте, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;

- в ход режимных моментов (прогулка, целевые экскурсии, обеспечивающие необходимую двигательную активность и способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);

- в процесс взаимодействия с семьями воспитанников (участие в проектной деятельности, продукт которой – журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях).

   Таким образом,  работа по воспитанию любви к малой родине включает как минимум четыре направления: деятельность с детьми, родителями, воспитателями, развитие предметно-развивающей среды.

    В краеведческой работе необходимо применение современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, что позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечет его в игровую тематическую деятельность.