Консультация 17.09.20 «Осенние прогулки с малышами» Начиная разговор о прогулках с малышами приведу пример: «На детскую площадку с внуком пришла бабушка. Ребёнок взлетел на горку, с восторженным воплем лихо съехал вниз, подскочил и опять устремился вверх. Так продолжалось бы долго, если бы на глаза малыша не попался подлетевший голубь. Малыш понёсся за ним по клумбе, по детским постройкам в песочнице, но голубь улетел. Бабушка вздохнула: «Одно спасение — эта площадка. Набегается внучек, поужинает с аппетитом и спит до 11 часов, а мы в это время все отдыхаем». Непростительную ошибку совершают взрослые, считая, что на прогулке можно отдохнуть и им, и малышам. Ведь процесс воспитание непрерывен. Первое, с чем встречается ребёнок на прогулке, это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить, научить бережно к ней относиться... Наблюдая за живыми объектами или за трудом взрослых, дети в силу собственной активности стремятся помочь им: покормить котёнка, полить клумбу и т. д. Дети заняты интересным и полезным делом, учатся доводить начатое до конца, общаться с людьми, будь то взрослые или сверстники, приобретают практическую сноровку. Не спешите каждый раз сразу же объяснять малышу что-то, предоставьте ему возможность самому разобраться. Приучайте исследовать, активно мыслить. Почаще задавайте ему вопросы. Итак, чем же можно заниматься с ребёнком осенью? Наблюдение за живой природой Наблюдения за растениями Цветы. На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите детям 2-3 цветка, скажите как они называются, спросить, какого цвета листья, цветки. Подведите к самостоятельному выводу: у всех цветов листья зелёного цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на полянке синие цветы, а теперь жёлтые, белые, назови белый цветок (ромашка).Отыщи на клумбе анютины глазки? и т. д. Ребёнок постарше 3-4 лет быстро запомнит название 3-4 названий цветов на клумбе и в поле. Дети с интересом рассматривают и называют части растения: цветок — стебель — листья. Обхватывая головку астры, георгина, ребёнок видит: цветок не помещается в ладошке — крупный, пушистый. Малыш проводит пальчиком по стеблю — длинный. Можно понюхать резеду, флоксы. Какой аромат!. Овощи, фрукты, ягоды. Удивительные открытия ждут ребёнка в огороде. Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно отыскивать в листве. «Балуются, прячутся», - решает малыш. А есть ведь ещё и такие, которые сидят земле, и извлечь их оттуда не просто! Ребёнок вытаскивает морковку. Ему становится понятен смысл загадки «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». Дети осваивают понятие «форма» (морковь продолговатая, луковица круглая, кабачок овальный), «цвет», «величина», «характер поверхности» (репа гладкая, огурец шероховатый, «колючий», картофель твёрдый, помидор мягкий). Они пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие можно есть сырыми, какие можно варить. Вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Малыши к 3 годам могут перечислить до трёх, старше до пяти семи наименований овощей; при сравнении двух помидоров отмечают: меньше — больше, легче — тяжелее, огурцы — короче — длиннее, тоньше — толще. Дети хорошо ориентируются во фруктов, могут фруктовом саду, могут показать, где растут яблоки, сливы, поведут взрослых у малине, смородине. Каждый с удовольствием рассказывают, какие фрукты и ягоды они любят, понимают, почему нельзя сразу есть плоды и ягоды (не помыли). У кустов малины можно рассказать детям, что в лесу ею лакомятся птицы, медведи, ежи. А в конце осени, заметив редкие ягоды на кустах, не следует поощрять желание малыша сорвать их. Намного ценнее в этом случае формировать у детей щедрость, великодушие, вырабатывать умение управлять собственными желаниями. Очень хочется ягод, но ребёнок, подражая взрослому, говорит: «А малину только птичкам!» Вот и молодец! Совсем большой! Малыши и трудиться умеют: с гордостью и радостью вместе со взрослыми принимают участие сборе урожая. В один из солнечных осенних дней можно показать детям дары щедрой осени: яблоки зелёные, красные, жёлтые; сливы фиолетовые, жёлтые, тёмно-бордовые; виноград зелёный, чёрный и т. д. Пусть каждый выбирает плод, который привлёк его внимание, исследует его и рассказывает о нём: крупный или мелкий, твёрдый или мягкий, гладкий или шероховатый. Затем пробует его (сладкий, сочный), вдыхает аромат. Листья, кусты, деревья. При лёгком ветерке с деревьев медленно летят крупные, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Предложите детям проверить: положи лист на стол и подуй на него. Дети собирают пёстрые осенние листья в букет, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Можно смастерить детям из листьев шапочки, пояса, сумочки, скрепляя черенки листьев между собой.