Картотека        7.05.2018

 

«Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

 

 

 

 

Воспитатель: Мамонова Е. В.

 

 

 

 

 

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. В картотеке собраны игры по лексическим темам.

Тема «Детский сад. Игрушки»

1.Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

2.Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … . 3.Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5. Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

4.Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета. Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … . 5.Дидактическая игра «Назови игрушку»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка) Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька) Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)

 

 

 

 

Тема «Осень»

1.Дидактическая игра: «Близкие слова»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки. Осенью дни пасмурные,…серые, унылые… Осенью часто погода бывает холодной,…ветреной, дождливой… Осенью настроение грустное печальное, тоскливое. Осенью дожди частые, холодные, проливные… Небо покрывают серые тучи, тёмные, дождевые… В начале осени бывают ясные дни, безоблачные, светлые. Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

2.Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Осенний-день,… . Осенняя-погода,… . Осеннее - небо,… . Осенние - дожди,… .

3.Дидактическая игра по развитию речи «Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. Ход.. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую, ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

 

 

 

 

 

 

Тема «Огород, овощи»

1.Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях. Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием. Копать Весной копают землю для посадки картофеля. Ухаживать, чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать. Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения. Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю. Рыхлить Выкапывать Готовить

2.Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь. Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме. Условные обозначения: Знак вопроса – что это? Грядка – где растет? Цвет, форма. Величина. Солонка – вкус. Человек – как использует. 3.Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи». Материал: мяч. Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный…

4.Дидактическая игра «Овощи».

Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи. Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами. Репа, свекла, редька, лук. Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего. Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. В. Волина Разбегаются, приседают, водящий ищет.

 

Тема «фрукты, сад»

1.Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных. Материал: мяч. Сад и яблоко. Яблоневый сад. Сад и груша. Грушевый сад. Груша и варенье. Грушевое варенье. Персик и сок. Персиковый сок. Гранат и сок. Гранатовый сок. Яблоко и пирог. Яблочный пирог. Яблоко и пюре. Яблочное пюре. Ананас и желе.

 

2.Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах. Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

 

3.Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах. Предложить детям составить описательные рассказы офруктах и ягодах по плану: Что это? Где растёт? Внешний вид. Каков на вкус? Что из него готовят?

 

4.Дидактическая игра «Сравни»

Цель: учить составлять сравнительные рассказы. Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

 

 

 

Тема «Ягоды. Грибы»

1.Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах. Материал: картинки с изображением грибов. Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята) Вариант: Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

2. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. Материал: текст, стихотворения. Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной. И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник. Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов. Долго шёл он в глушь лесную-поляну там искал… грибную. Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник. Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница! Стал заглядывать под ёлки,под берёзы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные…грибы. А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной. Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!(Т. Кулакова)

3.Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам. Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки. Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

 

 

Тема «Лес. Деревья»

1.Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании. Материал: мяч. Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик. Осина. Осинка, осиновый, подосиновик. Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина. Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый. Клен. Кленовый, кленок. Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый. Ель. Елка, елочка, ельник, еловый. 2.Дидактическая игра «Родственные слова» Цель:упражнять в образовании относительных прилагательных. Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … . Шишка (какая?) – еловая … . Иголки (какие?) – еловые … .

Тема «Водные обитатели»

1.Дидактическая игра «Найди домик»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах. Материал: схемы с изображением аквариума, пруда и моря, предметные картинки животного мира. На мольберт е размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Затем из банка предметных картинок надо выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные обитатели, и поместить под нужной схемой. Дети выполняют задание и объясняют свои действия.

2.Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»

Цель: формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее. Рыбак, рынок, рыбка, рыболов. Вода, подводный, водоросль, водить. Морской, море, морщина, моряк.