"Путешествие в осенний лес" конспект образовательной деятельности с детьми с ОНР старшей группы.

 

Программное содержание: 17.10.2019

  1. Учить детей поддерживать беседу, правильно отвечать на вопросы по содержанию сказки. Обучать использованию предлогов в речи.
  2. Упражнять в употреблении имен существительных множественного числа.
  3. Закреплять образование в речи имен существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами "-ик", "-чик", "- чек".
  4. Закреплять в речи глаголы: кружатся, ложатся.
  5. Продолжать совешенствовать интонационную выразительность речи.
  6. Продолжать закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
  7. Совершенствовать грамматический строй речи и навыки связной речи.
  8. Закреплять знания правил поведения в природе.
  9. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сядем в сказочный поезд и отправимся в сказочный лес. (педагог с детьми "садится" в поезд и поют песенку)

 

Чу-чу-чу-чу,

Вот поезд наш едет

Колеса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу

Пыхтит паровоз

Далеко, далеко

В осенний лес он привез.

 

Воспитатель: Вот и приехали мы в сказочный лес. Лес очень большой. Как хорошо в лесу. Какой чистый воздух.

(к детям выходит Старичок Лесовичок, здоровается с детьми).

 

Старичок Лесовичок. Вы приехали ко мне в гости?

 

Воспитатель: Мы приехали в лес посмотреть какие деревья растут, какие стали деревья осенью. Как готовятся к зиме. Покажи нам, пожалуйста, свой лес. В лесу много различных деревьев, кустарников. Это смешанный лес: в нем ратут ели, сосны и другие деревья с листьями. Вот как раз сейчас настоящий лес выглядит нарядно, празднично, он покрыт золотым ковром из листьев.

 

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

В белом сарафане стала на поляне.

Летели птицы, сели на косицы. (береза)

 

Красные бусинки, листья - невелички,

Любят эти бусинки и люди и птицы. (рябина)

 

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончике ветвей

Зреет много желудей. (дуб)

 

Падают с ветки золотые монетки? (листья)

 

Воспитатель: Дети, а что растет на веточках? (ответы детей)

На рябине - рябиновые листья.

На дубе - дубовые листья.

На березе - березовые листья.

На клене - кленовые листья.

мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели - ветер дунул полетели.

На ковре лежат листочки, возьмите и скажите, с каких деревьев упали эти листики.... Этот листик упал с дуба - дубовый, этот лист упал с березы - березовый, этот лист упал с клена - кленовый, этот лист упал с рябины - рябиновый.

А теперь, листочки, покажем как мы умеем кружится.

 

УПРАЖНЕНИЕ "ЛИСТЬЯ"

Листья осенние тихо кружатся - (дети свободно кружатся под музыку).

Листья нам под ноги тихо ложатся - (дети приседают).

И под ногами шуршат, шелестят - /водят руками по полу вправо-влево/.

Будто опять закружиться хотят.

 

- Осенью с деревьев падают разноцветные листья. Что значит « разноцветные»? (Ответы детей: листья разного цвета: красные, желтые, оранжевые).

- Листья красивые, резные. Давайте назовем их ласково.

 

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:

Лист - листик - листочек,

Береза - березка -............

Дуб - дубочек. Рябина - рябинушка.

 

Листочки соберем и поставим в вазу красивый осенний букет.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

 

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем листья собирать.

Листья березы, Листья рябины,

Листья тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

 

 

Старичок - Лесовичок: Молодцы, ребята. Я Старичек - Лесовичек хозяин леса, берегу лес. А сейчас я хочу рассказать вам сказку про одну хорошую девочку. Садитесь

на мою полянку, не бойтесь, всем место найдется. Ну, слушайте... сказка называется «Оранжевая сказка».

 

ОРАНЖЕВАЯ СКАЗКА.

Наступила осень, и девочка пошла в лес за ОРАНЖЕВЫМИ листьями. Навстречу ей попалась береза - вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки.

Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки.

Потом девочка увидела старый дуб. Он был совсем зеленый, только с коричневыми желудями.

А еще в лесу росла рябина с ОРАНЖЕВЫМИ ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело ОРАНЖЕВЫМ огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка подошла К дереву. -Здравствуй, клен!

-Здравствуй! - прошелестел клен, и несколько ОРАНЖЕВЫХ листьев медленно слетели на землю.

- Это мне.. - спросила девочка.

- Тебе... - снова зашелестел клен, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

- Спасибо, - сказала девочка. - Но зачем ты роняешь такие красивые листья. Скоро у тебя ни одного не останется.

- Я готовлюсь к зиме, - ответил клен. - Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зеленых почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные ОРАНЖЕВЫЕ бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку ОРАНЖЕВЫХ кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет ОРАНЖЕВОЕ летнее солнце.

 

Беседа, вопросы к детям:

1. Какие деревья встретила девочка в лесу?

2. Какие листья хотела набрать?

3. Какое дерево она увидела первым?

4. Какая береза была в лесу?

5. Какое дерево увидела.

6. Какой дуб?

7. Какое дерево росло с оранжевыми ягодами?

8. Какой клен встретила девочка?

9. Каким клен стоял в лесу?

10.Что сделала девочка с листочками?

 

Воспитатель: В лесу растут ягоды, грибы, а так же лекарственные растения. Там обитают многие звери и птицы.

Лес надо беречь. Лес щедрый друг человека.

 

Педагог показывает карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагает детям,сказать, что означает каждый знак. Спрашивает у ребят, почему следует поступать так или иначе.

  1. Соблюдать чистоту, не разбрасывать мусор.
  2. В лесу нельзя шуметь.
  3. Нельзя ломать деревья и кустарники, рвать цветы.
  4. Нельзя уничтожать лесных обитателей.
  5. Не разжигать костров.
  6. В лес ходить только со взрослыми.

Старичок - Лесовичок: Я доволен, правила поведения в лесу вы знаете. Милости просим, приходите ко мне в гости почаще.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?/ответы детей/. Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети вместе со взрослыми «садятся» в поезд и напевая песенку возвращаются в свою группу:

Чу - чу - чу - чу - чу,

Вот поезд наш едет,

колеса стучат,

А в поезде нашем

ребята сидят.

Чу - чу - чу - чу,

пыхтит паровоз.

Далеко, далеко

ребят он повез.

Чу - чу - чу - чу - чу,

бежит паровоз

Ребяток он быстро

до группы довез.